В нашей школе все говорят о проекте «Билет в будущее». Новая тема для обсуждения, каждую неделю обновлённая. Теперь она стала такой же постоянной, как разговор о погоде, но не такой рядовой.
— Сегодня у нас с вами внеурочка «Россия – мои горизонты», — слышу на перемене от ребят. И вроде в этих словах ничего такого нет, но знаю, что говорят с предвкушением, каждую неделю ждут – что же будет? Звенит звонок, заходим в класс:
— А какая тема сегодня? — спрашивают с нетерпением.
— Сейчас узнаете. А помните, о какой профессии говорили на прошлом уроке?
— Конечно! — отвечают.
Слышу, как опускаются стулья, загружается компьютер. И кто-то говорит:
— Мне и нравилась профессия пожарный, а теперь я даже и сам хочу им стать.
И на каждый такой маленький росточек про себя думаю – вот здорово! Это же и я внесла небольшой вклад в самоопределение ребят. Как говорится, что посеешь, то и пожнёшь. Нам, живущим в сельской местности, эта пословица как нельзя лучше понятна. И часто ребята видят знакомые им профессии, я бы даже сказала, родные. Это их мамы, папы, родственники, соседи. Например, работники сельского хозяйства, пожарной службы или врачи.
Проект стал частью жизни каждого школьника, их родителей и нас, педагогов. «Билет в будущее» то, что нужно современным детям – помогает понять себя, из множества найти свою профессию, которая станет призванием.
Немного завидую. Вот бы в мои школьные годы такое было. Сколько бы всего интересного узнала, будучи ребенком, как бы расширила кругозор. И, может быть, выбрала бы другую профессию? Тут надо порассуждать.
Как же мне интересно участвовать вместе с ребятами, выполнять задания, разбираться в мире разных профессий. А что у меня получилось бы по итогам диагностик? У той меня, которую я представляю на месте моих учеников. И с этим неподдельным любопытством школьника, я размышляю на уроках: а я бы хотела стать спасателем? Какие софт-скиллс у спасателей? Желание помогать людям. У меня есть. Ставлю плюс. Или какая интересная всё-таки профессиональная деятельность врачей. Особенно сейчас с использованием новых технологий. А врачом я могла бы быть? Чего я хотела всегда хотела? Помогать другим, передавать знания. Что у меня лучше всего получалось? Слушать и слышать, рассказывать о чем-то интересном. А еще хотела внести свой вклад во что-то важное и значимое.
Что я делаю сейчас? Слушаю рассуждения ребят после просмотренного ролика, поддерживаю и слышу их идеи и сомнения. И рассказываю по теме занятия дальше. За урок нужно успеть столько всего интересного! Эх, если бы у меня в школьные годы такое было! Но прошлого не изменишь. Зато сейчас у меня в руках «Билет в будущее». Я помогаю ребятам творить свое профессиональное будущее, являясь их навигатором в мире профессий.
Получается, Проект помогает и мне, педагогу-навигатору, с опытом работы, понять многое о себе и утвердиться в своем выборе!
Вот это у ребят сейчас возможности! Ну, где бы ещё они узнали о таком разнообразии профессий и в таком интересном формате? Мы путешествуем по предприятиям страны, не выходя из класса. И я часть этого большого, значимого дела!
«Билет в будущее» как раз те новые горизонты, открытие которых необходимо современным детям. Как часто я слышу «Современное поколение совсем другое». И Проект говорит на языке современности и даже с небольшим опережением, на то он и «Билет в будущее». Язык понятен и интересен сегодняшним школьникам, и знания и навыки, которые проект развивает, будут необходимы им уже завтрашним взрослым.
И, кажется, как из такого разнообразия профессий можно найти свое? А если хочется попробовать себя и в одном и в другом деле? Но я уверена, разнообразие позволяет примерить на себя разные роли и попробовать разные варианты на каждом занятии, чтобы найти то самое, которым будешь гореть. Выполняя диагностики, разбираясь с заданиями, смотря видео и обсуждая вместе, где-то внутри что-то обязательно дрогнет. И подумается «Вот оно – мое». Так Проект позволяет услышать себя, лучше узнать и понять, чего ты на самом деле хочешь.
Вот эти маленькие зёрнышки мы сеем на каждом внеурочном занятии. И когда они прорастут – мы увидим классных, уверенных в своем выборе специалистов. А кто-то обязательно прославит наш район, нашу область и страну. И подумает: «А сейчас в моей школе, наверное, идёт внеурочка «Билет в будущее». Интересно, какая тема? Здорово, что я участвовал в этом проекте» А я буду думать – и я внесла свой вклад в самоопределение ребят, как педагог-навигатор Проекта.
Педагог-навигатор проекта «Билет в будущее» Аникина К.С.
https://school1.obr-tacin.ru/press-tsentr/novosti/3492-esse-moi-gorizonty#sigProId29f85871ed